МБОУ "Гимназия №133"
г. Уссурийск
  • Функциональная грамотность

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

     «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

     Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

     В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

     Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности.В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ — грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

     3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

     4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

     5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

     6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    График проведения диагностических работ по оценке функциональной грамотности учащихся 8-9 классов МБОУ «Гимназия №133»

    Приказ от 03.10.2022г. №349/а "О функциональной грамотности" МБОУ «Гимназия №133»

    Сведения об учителях, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 1–9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление)

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов МБОУ «Гимназия №133» на 2022-2023 учебный год

    Планы работы по формированию функциональной грамотности

    План работы  по формированию и оценки естественно-научной грамотности обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г.Уссурийск, на 2022-2023 учебный год

    План работы по формированию и оценки креативного мышления обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г.Усурийска,  на 2022-2023 учебный год

    План работы по  формированию и оценки читательской грамотности обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийск, на 2022-2023 учебный год

    План работы  по  формированию и оценки финансовой грамотности обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г.Уссурийск,  на 2022-2023 учебный год

    План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2022-2023

    План работы по формированию и оценки математической грамотности обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийск, на 2022-2023 учебный год

    План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по формированию функциональной
    грамотностина 2022/23 учебный год

    План работы школьного методического объединения учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности
    на 2022/23 учебный год

    План работы методического объединения учителей начальных классов на 2022-2023 учебный год по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»

    План работы школьного методического объединения по истории, обществознанию и географии по формированию функциональной грамотности на 2022/23 учебный год

    План работы методического объединения учителей истории, обществознания и географии на 2022-2023 учебный год по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»

    План работы школьного методического объединения по математики, физики и информатики по формированию функциональной грамотности на 2022/23 учебный год

    План работы методического объединения учителей математики, физики и информатики на 2022-2023 учебный год по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»

    План работы школьного методического объединения учителей иностранных языков по формированию функциональной
    грамотностина 2022/23 учебный год

    План работы методического объединения учителей иностранных языков на 2022-2023 учебный год по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»

    План работы по формированию и оценки глобальной компетенции обучающихся МБОУ «Гимназия №133» г. Уссурийск на 2022-2023 учебный год

    Рабочая программа Функциональная грамотность 2-4кл

    Протокол МО ЗОЖ

    Протокол МО иностранных языков

    Протокол МО истории, географии, обществознания

    Протокол МО математиков

    Протокол МО начальных классов

    Протокол МО русского языка и литературы

    Конспект урока 1

    Конспект урока 2

    Конспект урока 3

    Мониторинг функциональной грамотности (октябрь 2022-2023 уч.г.)

    База данных о прохождении обучающимися 8 и 9 классов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы размещена в АИС «Сетевой город. Образование»

    Протоколы результатов оценки функциональной грамотности на портале Российской электронной школы обучающихся 8 и 9 классов размещены в АИС «Сетевой город. Образование»

    Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

    Открытый банк заданий по оценке естественно-научной грамотности

    Российская электронная школа

    Институт стратегии развития образования. Банк заданий

    Демонстрационные материалы

    Просвещение. Банк заданий по функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie